О Религии и вере
В Объединённом Королевстве с давних пор существует единая религия - культ Высшего. Она гораздо старше Войны и корнями уходит в древность. Так, например, первые храмы, сохранившиеся на территории Брагансы и Трастамары, датируются тысячным годом д.В. (до Войны). Фрески на их стенах хранят тайны столетий, и монахи скрупулёзно изучают эти творения, чтобы дать ответы на некоторые вопросы.
Слово Высшего, оно же закон Божий, представляет собой набор из пяти книг, повествующих о самых разных вещах.
Книга первая, "Легендариум", представляет собой сборник мифов и легенд о сотворении мира и о пути людей, которые мало-помалу раскрывали глаза и видели вокруг себя творений ада. В ней содержатся основные вехи истории религии - как Высший сотворил землю и воду, как творение захватили порождения ада, как первые паладины сражались целых сто лет за чистоту земли и т.д. Книга состоит из тридцати одной легенды и девяти мифов. Авторство неизвестно.
Книга вторая, "Эстатариум", представляет собой консолидированные наказы и советы о том, как следует править государством. Это своего рода заветы и напутствия королю, собранные с монастырей в первые годы п.В. Книга состоит из семи глав, на ней приносят присягу короли во время церемонии миропомазания. Коронация - это светская часть миропомазания. Происходит в столице, в отличие от клятвы на Эстатариуме, которая имеет место в главном монастыре, расположенном в Брагансе, на берегу озера Иннермер. Монастырь одноимённый.
Книга третья, "Парадиза", представляет собой жизнеописание ключевых фигур в истории религии. Существует в одном варианте.
Книга четвёртая, "Ритуалиум", содержит описания всех церковных ритуалов и таинств: крещение, венчание на царство, венчание в браке, развенчание, предание анафеме, соборование, отпевание, и пр. Несколько глав посвящены также изгнанию некромантов, дьявольских порождений и способам определения разного вида одержимости. Также в этой книге описывается соотношение магии и религии.
Книга пятая, "Доминариум", содержит довольно обширное количество советов по ведению дома и устройству семьи. В этой книге осуждается (но допускается) развод, объясняется власть отца над домочадцами, а также содержатся догматы семейных отношений: да убоится жена мужа своего, а дочь - отца и брата, и тому подобное. Пятая книга является обязательной для почти детального заучивания всем девушкам Королевства.
Глава культа Высшего - Архиепископ Иннермерский, Его Высокопреосвященство. Титула не имеет, избирается советом кардиналов пожизненно. Совет Кардиналов включает в себя семь кардиналов - по одному от каждого герцогства плюс настоятель монастыря Иннермер. Архиепископ не является настоятелем.
В каждом герцогстве есть два-три монастыря, один - обязательно женский. Исключение - Нортигем, женских монастырей там нет, поэтому Нортигем при случае обращается к монастырю Святой Слезы в Химмельхейме. В целом, иерархия церковников выглядит так:
Архиепископ (Его Высокопреосвященство) - Кардинал (Его Преосвященство) - Епископ (Святой отец) - Капеллан (Святой отец) - Аббат (Аббатисса).
Епископы - это настоятели монастырей, капелланы - главы приходов, аббаты и аббатиссы - монахи и монахини. В целом, структура церкви достаточно простая. Женщины-монахини, являющиеся настоятельницами монастыря, равны в статусе епископам. Обращаться к ним следует "Матушка".
При монастырях есть небольшие школы, в которые родители могут направить своих детей с целью воспитания - или перевоспитания. Каждая знатная девушка в обязательном порядке проводит 2 года своей жизни в монастыре Святой Слезы в Химмельхайме, где учится послушанию, догмам веры, истории и чистописанию. Как правило, девушки поступают в монастырь в возрасте 13-15 лет и покидают его стены в 15-17 лет соответственно.
Девушки из менее знатных родов учатся при монастыре Явления Трёх Женщин в Брагансе или при монастыре Святой Матери в Вальхаавене. Собственно, монастырь Святой Слезы - это ещё и королевская святая обитель. Туда удалятся от мира члены королевской семьи, туда же король имеет право сослать свою жену на покой. Оттуда, говорят в народе, и пошло название - Святая Слеза.
Других женских монастырей на континенте нет.
Мужские монастыри есть в каждом герцогстве:
монастырь Святых Эрберта и Ойгения Нортигемских, расположен почти на границе с Химмельхаймом, в долине реки Алиры;
монастырь Указующей Длани при Маришэме, почти городская (пятьдесят миль в горы) обитель в Химмельхайме;
монастырь Иннермер в Вальдхаавене, на берегу озера Иннермер;
монастырь Священной Семьи в Брагансе, самый мощный и самый укреплённый монастырь-крепость;
монастырь Мучеников Трастамары близ Трансомы, обитель, которая чаще всего подвергалась осадам, взятиям и разрушениям.
Об обрядах и молитвах
Благословляют себя и остальных, а также сопровождают молитвы жестом, который выполняется двумя пальцами - указательным и средним: в районе сердца выводятся три "вершины гор" вершинами вверх.
Основная молитва - Высшего Молю, состоит из двенадцати строк, текст не менялся уже многие столетия.
Также существуют следующие обряды.
Крещение. Происходит в первый-второй месяц рождения. Младенца окунают в купель с водой, при этом монахи следят, чтобы вода была не холодной и свежей. В тот же миг ребёнку даётся имя, и после имянаречения делается запись в церковной книге. Как правило, имя даётся согласно спискам, приведённым в Ритуалиуме, с ориентиром на дату рождения, однако не возбраняется дать и другое имя в честь некого события. Празднуются именины - день имянаречения, день рождения никак не отмечается.
Венчание. Обязательная часть процедуры вступления в брак. Происходит в церкви, для дворян и монарших особ венчание устраивают в одном из мужских монастырей. Во время венчания жених и невеста дают друг другу клятвы, которые могут написать сами. Стандартный набор того, что должно быть в клятве, содержится в "Доминариуме" - быть верными, любить до последнего вздоха, жить в согласии, заботиться и так далее. Венчание на брак сопровождается красивым ритуалом: венчающий священник держит в руках красное яблоко, которое по очереди даёт сначала жениху, а потом невесте. Молодожёны надкусывают это яблоко, а затем священник произносит слова ритуала на древнем языке, и яблоко золотыми искрами осыпает головы молодых. После этого ритуала муж и жена связаны навеки, жена берёт родовое имя мужа, ставя его после (над) собственным родовым. Например:
Венчаются в брак Лилиана из дома Браганса и Эрберт из дома Нортигем. После Яблока Лилиана получает следующее имя: Лилиана Браганса эн Нортигем. Таким образом, все замужние дамы имеют связку "эн" в родовом имени, после которой следует родовое имя мужа.
Соборование (отпевание). Тело покойного пребывает в церкви три дня и три ночи, в это время монахи исключительно молча готовят его к путешествию в загробный мир, воскуривая ладан и мирру, защищая тело аурой и безмолвной молитвой. Покойного обряжают в лучшие наряды, в руки ему закладывают факел и ключи, чтобы путь его в ночи был светлым, а двери пред ним открывались. Ранним утром к телу допускаются близкие родственники - на час, не более.
Похороны. Существует две основных ритуальных традиции, которые практикуются в Валории. Если умирает человек достаточно богатый, его тело бальзамируется, и мирская оболочка закладывается в каменный саркофаг в фамильный склеп. Такие склепы есть при храмах и церквях в криптах третьего уровня - то есть, очень глубоко под землёй.
Вторая традиция - сжигать тела и хранить урны с прахом и костями - относится к людям, которым не по карману бальзамирование. Урна благословляется монахами и хоронится в стены крипт первого уровня, не так глубоко под землёй.
Профессия бальзамировщика достаточно редка, и все бальзамировщики обязательно являются монахами того или иного монастыря. Королевские склепы находятся в катакомбах монастыря Иннермер.
Соотношение религии и магии
Нельзя не задать вопрос о том, как удаётся существовать в одном мире таким, казалось бы, взаимоисключающим вещам, как религия и магия. Ответ на этот вопрос дан не только философами и профессорами, но и в самих священных текстах:
...и должно было Магу и Паладину существовать в гармонии, где мечом и щитом отгораживались невинные от гнева телесного, и чудом - от разрушения духовного.
"Легендариум", легенда II, стих V
Религия предполагает существование "чуда", которое действительно есть в этом мире - приходит на землю через тела волшебников, людей, наделённых силой для "чуда". Сами монахи, конечно, не волшебники, и таковыми быть не могут - путь чародея предполагает воспитание дара с ранних лет далеко от монастырей, а религиозное воспитание, напротив, происходит вдали от Гарды, но уже в более сознательном возрасте.
Тем не менее, монахи также знают некоторые секреты "чуда" и способны на него в некоторой степени. Их магический потенциал сводится к целительству, травознанию, ритуалам и благословению. Безусловно, в теоретическом противопоставлении способностей "маг - церковник" первый уйдёт далеко вперёд по таким пунктам, как "боевая магия", "магические ритуалы", "снадобья", а вот второй даст фору всей Гарде в силе благословения аурой и молитвой.
Сделаем вывод: религия и магия не исключают друг друга, потому как являются разными гранями жизни, равно как и жизнь людская без магии и без религии. Это разные ипостаси существования, что описывается в "Легендариуме" и частично в "Парадизе".